Выпуск: RU

Вход

Войти с помощью социальной сети:

Новость добавлена
38911.01.2019 15:58
< >
Мастер-класс от Чехова
Мастер-класс от Чехова

В самый канун Года театра в России я получил приглашение из Вены - провести мастер-класс на тему «Михаил Чехов и современный театр». Предлагалось прочесть лекции и дать несколько практических занятий. Приглашение исходило сразу от двух организаций - Michael Chekhov Theater Lab Vienna и Chekhov Studio Vienna. Не удивляйтесь: имя Михаила Чехова известно всему миру - подобные театральные общества в больших количествах существуют в США и Канаде, Англии и Ирландии, Германии и, кажется, даже в Австралии. Эти лабораторные группы в хорошем смысле помешаны на Михаиле Чехове, с упорством фанатиков-энтузиастов они изучают творческое наследие великого русского актера, ведут преподавание по его системе… Объемы и результаты их трудов поразительны.

Мой мастер-класс происходил на территории Русского Дома в Вене, который любезно предоставил нам аудитории и сцену и вообще проявил замечательное гостеприимство. Между прочим, в 20 м от Русского дома расположился Дом антропософии, которой так увлекался Михаил Александрович в своих духовных поисках. Случайно ли? Я не слишком верю в приметы, но тут про себя, признаюсь, ахнул - надо же, какое совпадение!

Врожденная скромность не позволяет мне говорить об успехе моих лекций и занятий, но было бы неправдой назвать наше общение чем-то пустым и зряшным. Особый эффект произвела моя постановка рассказа Антона Павловича Чехова «Спать хочется» - Михаил Чехов считал этот рассказ гениальным, ибо в нем ребенок убивает ребенка, а мы сочувствуем убийце - сюжет страшный, но сколько в рассказе человечности!

Когда-то во МХАТе Олег Николаевич Ефремов поручил мне быть режиссером вечера, посвященного столетию Михаила Чехова. Помнится, тогда блистательно выступали Сергей Юрский, Белла Ахмадулина, сам Ефремов, критик Александр Свободин... И последним номером был именно этот рассказ - «Спать хочется» в исполнении артистов театра «У Никитских ворот». Помнится, Ефремов, редкий на похвалу, по окончании благосклонно произнес:

- Ты давай… Мишу не бросай!

Я и не бросил. Теперь, по прошествии лет, могу признаться в том, что никогда раньше не афишировал: Михаил Александрович Чехов был всегда и остается моей путеводной звездой в искусстве театра, я в меру своих сил считаю себя его горячим приверженцем, начиная с первых шагов в «Нашем доме» и, конечно же, во всей режиссерской теории и практике на протяжении жизни. О да, Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров… А вслед за ними Товстоногов, Райкин - святые имена моих учителей.

Но «Миша», как его амикошонски звали и в России, и в Америке, оказывал и оказывает на всё, что сделал и делаю, огромное влияние. Его труд «О технике актера» - моя настольная книга. Его школа - это и моя школа, которую я постоянно применяю в театре «У Никитских ворот». Убежден, что роль Холстомера лучше и глубже всех сыграл бы Михаил Чехов, будь он жив в наше время. В работе с Лебедевым и Юматовым я не раз ссылался на открытия и опыт Михаила Чехова - роль человеколошади требовала именно этого.

Конечно, мы, сегодняшние, не видели Михаила Чехова на сцене вживую. Однако в памяти о нем мы имеем не только легенду, а еще и Метод благодаря которому можно великолепно учить молодых актеров, делая из них мастеров. Это сокровище великой русской театральной культуры непозволительно нам растранжирить и забыть…

Судьба Михаила Чехова и трагична, и высока. При советской власти его считали чуть ли не изменником, потом - изгнанником, и только в новой России к нему вернулось полнейшее признание, хотя мировая слава его, нерасторжимо продолжающая и развивающая систему Станиславского, во всем величии своем раскинулась и на холмах Голливуда, и на нашей родной земле. «Кто находится внутри меня?» - вопрошал мастер театральной игры. И призывал войти в «тайную лабораторию нашего подсознания», придумывая актеру в помощь новую удивительную терминологию - «психологический жест», «воображаемый центр» и прочая, с единственной целью: чтобы на сцене творилось Искусство, а не «эшкушштво», как он иронически любил выражаться.

Взаимное перетекание реальности в ирреальность было самым существенным, самым необходимым признаком настоящего театра в понимании Михаила Чехова, ставящего знак равенства между жизнью во снах и медитациях с жизнью как таковой. Психофизика и артистизм актерской личности, по Чехову, должны иметь первоосновой философичность и душевность великого русского гуманизма. Если его нет, тогда и театра нет, лишь пустота, одна пустота вокруг…

Михаил Чехов писал: «Наше подлинное «я» неизмеримо больше и богаче тех его проблесков, которые иногда озаряют наше творчество… надо постоянно выманивать это наше высшее Я мы как бы приоткрываем маленькую дверцу темницы, через которую может бежать на волю тот великий узник…»

Здорово сказано, не так ли? А потому - не будем «бросать Мишу».

С наступившим Годом театра вас, господа!

Автор - художественный руководитель «Театра у Никитских ворот», народный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
Комментарии (0)
Поделиться в социальных сетях:


Новости по теме
200