Выпуск: RU

Вход

Войти с помощью социальной сети:

Новость добавлена
3416.05.2019 01:03
< >
«Самые изощренные методы войны рождены в Европе»
«Самые изощренные методы войны рождены в Европе»

Александр Сокуров считает, что Европа должна задуматься о мировых проблемах, а современным художникам стоит стремиться к масштабным высказываниям. Сам режиссер после четырехлетнего перерыва работает над новым фильмом, а также выступает одним из авторов, представляющих нашу страну в национальном павильоне на Венецианской биеннале. Обо всем этом народный артист России рассказал «Известиям».

«Я чувствовал себя, как Пастернак» Режиссер Павел Лунгин - о критике своего нового фильма, волевых подбородках и дружбе с Харви Кейтелем

- Ваша экспозиция на Венецианской биеннале называется «Lc. 15: 11-32» и представляет собой многожанровую вариацию на рембрандтовское «Возвращение блудного сына» из собрания Эрмитажа. При этом вы никогда не занимались проектами в сфере современного искусства. Теперь же создали полноценную инсталляцию, включающую два произведения видео-арта, скульптуры и картину. Почему решили зайти на непривычную территорию?

- Действительно, я никогда ничем подобным не занимался. Но решил попробовать, потому что за этим предложением стояли значимые для меня человек и место: Михаил Пиотровский и Эрмитаж.

- Можно ли сказать, что экспозиция получилась продолжением ваших предыдущих эрмитажных работ - фильмов «Русский ковчег» и «Робер. Счастливая жизнь»? Вы снова обращаетесь к теме музея.

- В каком-то смысле да, но всегда это очень разное обращение.

сокуров

Экспозиция Сокурова «Lc. 15: 11-32»

Фото: Михаил Вильчук

- И вместе с тем у вас опять возникает тема войны, как в «Александре» и «Духовных голосах»...

«Русскоязычные эмигранты сделали Голливуд» Режиссер Сергей Бодров - о работе в Америке, скандале с Харви Вайнштейном и первом сценарии сына

- Она скорее не у меня возникает, а у времени, у европейской истории. Да и у Рембрандта тоже. Мы же не знаем, откуда на самом деле вернулся этот блудный сын Европа - родоначальница войны, она отвечает за эволюцию этой формы человеческого существования, за ее разнообразие. Периодически возобновляет ее, постоянно ссорится и очень трудно мирится, не извлекает уроки из прошлых конфликтов. Все самые изощренные методы войны рождены в Европе, и только потом уже оттуда пошли по миру, причем необратимо.

- Получается, вы этим проектом обвиняете Европу?

- Нет, я далек от этого. Я не судья, я просто пытаюсь эмоционально эту ситуацию освоить.

- Посетители биеннале неизбежно будут воспринимать вашу работу в контексте других павильонов. Успели ли вы посмотреть, что представили другие художники? И что вы думаете о тенденциях в современном искусстве, обозначенных в проектах других стран?

- Я посмотрел некоторые павильоны. Мне кажется, Европа недооценивает значение публичных художественных актов. Высказывание должно быть масштабным. Люди, которые живут в области культуры и «едят культурный хлеб», должны думать не о пуговицах и иголочках, а о течении времени, неизбежностях и закономерностях, брать на себя ответственность за тяжелые большие размышления. Еще не ушло время задумываться о проблемах. Но Европа не очень думает об этом. Кстати, побывав здесь, я понял, почему европейцы поддержали бомбежки Белграда.

сокуров

Экспозиция Сокурова «Lc. 15: 11-32»

Фото: Михаил Вильчук

- Почему же?

«Между строк заключена энергия автора» Кинорежиссер и драматург Рустам Ибрагимбеков - о природе творчества, отношении к возрасту и главных удовольствиях

- Не буду говорить. Вы же сами всё видите, сами понимаете.

- То есть вы считаете, что в проектах биеннале наблюдается некое мелкотемье?

- Я не могу никого осуждать, каждый художник, наверное, вкладывает какие-то свои гигантские мысли в это. Но с позиции русской культуры, русской истории и драмы жизни я смотрю на сегодняшний момент как на очень сложный, противоречивый и крайне критичный в истории нашей цивилизации. Поэтому художественное высказывание должно быть основательным и фундаментальным.

- Вам помогали делать экспозицию выпускники вашей киномастерской в Кабардино-Балкарии, которых вы продолжаете опекать. А сейчас вы набираете новый курс - уже в Петербурге. Почему опять решили поработать с молодыми?

- Над экспозицией со мной работал Александр Золотухин, режиссер фильма «Мальчик русский» (участник программы Берлинского фестиваля 2019 года. - «Известия»). В Петербурге же ко мне придут зрелые люди, с высшим образованием. И совсем не обязательно, что я им очень нужен. Ну, там посмотрим. Они посидят на занятиях, и будет ясно, на сколько их хватит.

сокуров

Экспозиция Сокурова «Lc. 15: 11-32»

Фото: Михаил Вильчук «Меня не тянет ни снимать, ни смотреть кино» Режиссер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров - о творческой энергетике, вреде приватизации и пользе госстатуса

- Можно ли сказать, что педагогическое направление в вашей деятельности сейчас становится центральным?

- Я вынужден. Больше, увы, не могу комментировать, но обстоятельства жизни таковы, что я вынужден.

- Многих ценителей вашего творчества беспокоит, что вы давно не выпускали новых фильмов. Последняя на данный момент кинокартина - «Франкофония» - вышла в 2015 году.

- Да, да... Это плохо. Плохо для меня. Но, к сожалению, такова моя участь.

- Это связано с внешними причинами или с внутренними?

- Нет-нет, это связано только с учебным процессом, огромной нагрузкой при работе с курсом. Но сейчас мы уже работаем над новым фильмом.

Фото: Михаил Вильчук Экспозиция Сокурова «Lc. 15: 11-32»

- Собираетесь ли продолжать движение в направлении современного искусства - инсталляций, подобных той, что вы представили в Венеции?

- Пока никаких предложений нет. Если будут какие-то интересные мысли у Михаила Борисовича и Эрмитажа - попробуем... Но этот опыт дался нам очень тяжело.

Справка «Известий»

Александр Сокуров окончил исторический факультет Горьковского института, затем - ВГИК по специальности «кинорежиссура» (мастерская Александра Згуриди). С 1982 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Создал 17 игровых картин и 30 документальных.

Впервые в истории снял полнометражный игровой фильм единым кадром, без монтажа - «Русский ковчег». За фильм «Фауст» получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Лауреат Государственной премии РФ. Член Совета при президенте РФ по правам человека.

Поделиться:
Комментарии (0)
Поделиться в социальных сетях:


Новости по теме
180