Выпуск: RU

Вход

Войти с помощью социальной сети:

Новость добавлена
1206.12.2017 22:45
< >
«В будущее смотрю с оптимизмом: Музей Пушкина полон детей»
«В будущее смотрю с оптимизмом: Музей Пушкина полон детей»

В уходящем году Государственный музей А.С. Пушкина (Московский дом Пушкина) отметил 60-летний юбилей. Корреспондент «Известий» побеседовал с директором музея Евгением Богатыревым.

- В 1957-м музей Пушкина создавался практически без единого экспоната, теперь в его коллекции - более 176 тыс. единиц хранения. Как чаще бывало - вы находили новые предметы или они вас?

- Треть экспонатов мы получили в дар. Узнав, что в Москве создается Пушкинский музей, к нам практически каждый день стали приносить уникальные предметы, которые сегодня являются гордостью нашей экспозиции и музейного фонда России. Я думаю, что любовь к Пушкину и большое желание москвичей иметь музей, рассказывающий о жизни и творчестве великого русского поэта, создали своеобразное чудо света. За очень короткий срок, с 1957-го по 1961-й, мы смогли собрать свою первую пушкинскую экспозицию...

- Чем из последних поступлений вы гордитесь?

- Благодаря поддержке департамента культуры Москвы в коллекции нашего музея появился ценнейший альбом с рисунками и гравюрами начала XIX века из семьи князей Белосельских-Белозерских. Он заключен в сафьяновую обложку и состоит из 209 листов, на которых 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, пять гравюр и два силуэта.

Среди рисунков - семь подписных работ Жана-Франсуа Тома де Томона, один рисунок пером Арман-Шарля Караффа, 12 рисунков детей князя, пять из которых выполнены княжной Зинаидой, будущей княгиней Волконской.

Эта реликвия пушкинского времени чудом сохранилась в одной из российских семей. Значительный массив архива Белосельских-Белозерских хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета, так что попавший к нам альбом представляет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение.

- В 1997 году старинная дворянская усадьба Хрущевых-Селезневых (главный музейный комплекс на Пречистенке) пережила масштабную реконструкцию, результаты которой неоднозначно восприняло профессиональное сообщество. Как повлияло «второе рождение» музея на его становление?

усадьба Хрущевых-Селезневых

Усадьба Хрущевых-Селезневых до реставрации

Фото: ТАСС/Петр Клепиков

- Музей просто стал другим. Я хорошо помню в том числе критические мнения многих очень авторитетных людей, которые не до конца понимали, зачем нужно такое большое здание для музея Пушкина. Сегодня мы стали современнее и, что называется, соразмернее музейно-культурному центру. Тем самым предвосхитили музейный бум, когда люди начали возвращаться в музей.

Период осознания того, что в реконструируемом пространстве нужно работать по-новому, завершился быстро. Мы поняли, что все помещения усадьбы требуется соответствующим образом наполнить, одухотворить и сделать привлекательными для современных посетителей. И не ошиблись: музей начал динамично развиваться в разных направлениях, стали появляться масштабные проекты, пополняться фонды, формироваться тематические коллекции, появились собственные реставрационные мастерские. Каждый следующий год у нас результативнее предыдущего.

- Среди основных задач музея - популяризация творчества Пушкина. Как изменилось восприятие личности поэта, по вашему мнению?

- Можно ответить на этот вопрос с пессимизмом, основанным на тревоге, что люди стали мало читать. А можно с оптимизмом, ведь наш музей полон детей: от 60 до 70% наших посетителей - это школьники. Наблюдая за ними, я уверен, что они откроют книги, прочтут сочинения Пушкина, вернутся к тому, что им рассказали в музее.

К нам также приходит молодежь, родители с детьми, люди старшего поколения. Так что, мне кажется, Александр Сергеевич не отдалился от читателей, а находится рядом с ними. Наряду с выставками мы проводим и детские программы, реализуем театрально-музейные проекты, ведь наша миссия, кроме рассказа о конкретных писателях, - вернуть посетителей к традиции чтения.

Если говорить о главных стратегических составляющих, то это, конечно, подготовка к открытию дома-музея Тургенева (филиал Музея Пушкина, сейчас на реставрации. - «Известия») в Москве. Надеюсь, что это случится к 200-летнему юбилею писателя во второй половине следующего года.

Дом музей Тургеньева

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке в Москве

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

- В последнее время часто обсуждается виртуализация музейных пространств. Какие опыты использования новых форм стали удачными в вашей практике, а какие вызвали сомнения и, может быть, опасения?

- Думаю, нужно всегда помнить о подлинных экспонатах, даже используя новые средства. Люди приходят к нам, чтобы посмотреть на конкретный предмет и узнать что-то через него. Все средства хороши, чтобы дополнить экспонат, рассказать о нем. Но когда предметный ряд уходит и остается суррогат в виде электронного показа, то теряется смысл экспозиции. Мы стараемся представлять вещи так, чтобы никто не остался равнодушным. Вводя в экспозицию те или иные мультимедийные формы, хотим, чтобы они не мешали предметному ряду.

- Юбилей вы ознаменовали только что завершившимся выставочным проектом «Нащокинский домик» - путешествие из Петербурга в Москву». Почему эта мемориальная реликвия - миниатюрная копия московского дома ближайшего друга Пушкина Павла Воиновича Нащокина - так редко добирается до столицы?

Нащокинский домик

Выставочный проект «Нащокинский домик» - путешествие из Петербурга в Москву» в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Фото: РИА Новости/Кирилл Клинников

- Со Всероссийским музеем Пушкина в Санкт-Петербурге, где она хранится, у нас сложились многолетние доверительные отношения. Но в любых музеях всё делается шаг за шагом.

Реликвия эта действительно ценнейшая и довольно хрупкая. Хранители уникального предмета поверили нам, что он прекрасно доедет, не изменит сохранности, достойно предстанет на выставке в столице. Монтировала его, кстати, наш друг и коллега, хранительница многих пушкинских предметов Елена Валентиновна Старинкова, специально приехавшая в Москву.

Справка «Известий»

Государственный музей А.С. Пушкина (Московский дом Пушкина) - один из признанных культурных центров столицы и России, в котором, помимо головного музея на Пречистенке, еще пять филиалов: мемориальная квартира Александра Пушкина на Арбате, мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате, музей Ивана Тургенева на Остоженке, дом-музей Василия Пушкина на Старой Басманной и выставочные залы в Денежном переулке. В 2016 году в фонды музея поступило 1555 предметов, 301 единиц хранения было отреставрировано.

Комментарии (0)
Поделиться в социальных сетях:


Новости по теме
60
13.12.2017 07:30
80
12.12.2017 22:51