3026.09.2018 06:00
Астрономы определили, откуда к нам прилетел Оумуамуа

The Astronomical Journal принял к публикации статью под названием Plausible home stars of the interstellar object 'Oumuamua found in Gaia DR2. Ее авторы - большая группа ученых, представляющих несколько ведущих мировых научных центров (MPIA Heidelberg, JPL, University of Hawaii, Tokyo Institute of Technology, ESA SSA-NEO Coordination Centre, Rochester Institute of Technology, Southwest Research Institute, ESO) - прикинули траекторию Оумуамуа. И попытались определить, откуда все-таки мог прибыть в Солнечную систему этот первый замеченный у нас межзвездный гость, визит которого в прошлом году сильно возбудил и астрономов и уфологов и просто впечатлительных граждан.

Напомню, объект, вторгшийся в Солнечную систему, первыми засекли астрономы из Гавайского университета (University of Hawaii) 19 октября 2017 года. Он двигался с огромной скоростью - в 87,3 километра в секунду -по гиперболической траектории. А это свидетельствовало о том, что объект летит из какой-то другой звездной системы.

Гость официально был признан астероидом - первым межзвездным, но назвали его весьма двусмысленно, с явным намеком на братьев по разуму - Оумуамуа (Oumuamua). «Посланник, прибывший первым издалека» - означает это в переводе с гавайского.

Вскоре выяснилось, что форма у Оумуамуа совсем не «астероидная». Объект был сильно вытянут и напоминал сигару, длина которой примерно в 10 раз больше диаметра. В НАСА уверяют, что длина объекта 800 метров. Диаметр - 80 метров. Поверхность у него твердая, сложного рельефа, возможно, даже металлическая. Словом, не астероид, а звездолет какой-то.

Считалось, что Оумуамуа прибыл из созвездия Лиры. Авторы статьи в The Astronomical Journal в этом усомнились. С помощью данных и снимков, полученных с помощью космического телескопа Gaia, они «проложили» траекторию движения объекта и посмотрели, у каких звезд она могла бы начинаться. Наиболее подходящими оказались четыре звезды. Они-то и претендуют на то, чтобы считаться домом (home star) «посланника». Более всего на эту роль подходит красный карлик HIP 3757, который находится в созвездии Кита в 77 световых годах от Солнца. Другой кандидат - похожая на Солнце звезда HD 292249 из созвездии Единорога. До нее 135 световых лет.

Расчеты показывают, что Оумуамуа мог прилететь еще из двух мест - из окрестностей звезды 2MASS J0233 и и звезды NLTT 36959. Одна находится в 66 световых годах от нас в созвездии Кита, другая в созвездии Дева в 300 световых годах. Обе звезды тоже подобны Солнцу.

Астрономы считают, что Оумуамуа добирался до Солнечной системы от 1 до 4 миллионов лет.

СПРАВКА «КОМСОМОЛКИ»

Gaia - космический телескоп Европейского космического агентства. Запущен 19 декабря 2013 года для того, чтобы составить подробную трехмерную карту распределения звезд в нашей галактике. На карте будут указаны координаты, направления движения и спектральный класс около миллиарда звезд.

Телескоп работает в оптическом диапазоне. Астрономы полагают, что с его помощью рассмотрят не только звезды, но еще и примерно 10 тысяч экзопланет.

КСТАТИ

В НАСА и ЕКА обнаружили: Оумуамуа время от времени ускорялся. Словом вел себя как космический корабль

- Наши высокоточные измерения показали: что-то еще помимо притяжения Солнца и планет влияло на движение Оумуамуа, - эти слова Марко Мичели (Marco Micheli ) из Европейского космического агентства (European Space Agency Space Situational Awareness Near-Earth Object Coordination Centre in Frascati, Italy) приводит сайт НАСА.

Марко и его многочисленные коллеги (17 человек) из разных стран, включая специалистов НАСА, опубликовали в журнале Nature статью под названием «Non-gravitational acceleration in the trajectory of 1I/2017 U1 Oumuamua». И заявили в ней, что «первый межзвездный астероид», названный Оумуамуа, летел не по баллистической траектории, словно выпущенный из пушки снаряд, а время от времени ускорялся. Будто бы включал двигатели. И в итоге, двигался иначе, чем следовало по законам Кеплера - законам небесной механики.

- Мы нашли однозначные следы того, что траектория движения Оумуамуа определялась не только гравитацией, - вторит коллеге Гарольд Вивер (Harold A. Weaver) из Университета Джона Хопкинса (The Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory).

Воодушевленные откровениями ученых, энтузиасты сделали вывод, что Оумуамуа все-таки был космическим кораблем. А чем еще? Раз он самостоятельно периодически ускорялся. Иными словами, в НАСА и в ЕКА, сами того не подозревая, подтвердили лучшие подозрения...