Выпуск: RU

Вход

Войти с помощью социальной сети:

Новость добавлена
7724.06.2019 22:24
< >
Экономика шоу-бизнеса: Как и за сколько делают звезду из никому не известного человека
Экономика шоу-бизнеса: Как и за сколько делают звезду из никому не известного человека

В индустрии под емким названием «шоу-бизнес» вращаются огромные деньги. Немало из фанатов вездесущих звезд мечтают стать такими же славными и богатыми. А сколько стоит стать звездой? « КП Капитал» поговорила с продюсерами и организаторами концертов о том, что сегодня собой представляет этот бизнес, как тяжело туда попасть, и сколько можно заработать.

Многое ли изменилось с тех времен, когда в стране было по пальцам перечесть звукозаписывающие компании, и мир не знал интернета? Очевидно, что сегодня путь от артиста к слушателю стал короче. Можно выложить песню в сеть и найти слушателей.

- Если двадцать лет назад мне приходилось обивать пороги рекорд-компаний, чтобы издать свой дебютный альбом, то сейчас у меня самого есть лейбл (звукозаписывающая компания. - Ред.), - рассказывает Олег Чубыкин, музыкант, кинокомпозитор, продюсер. - Я могу уже через неделю издать свой новый сингл или песню моих друзей-музыкантов, которая будет доступна на всех цифровых площадках по всему миру.

Знаменитости разделяются на тяжеловесов, поддерживающих свою популярность с 80 - 90-х годов, и тех, кто известен только определенной узкой возрастной или социальной группе. Продюсеры констатируют, что певцов и музыкантов стало куда больше, чем в конце прошлого века. У публики великий выбор.

И как при такой конкуренции никому не известному музыканту стать звездой? Продюсер Леонид Бурлаков, открывший стране «Мумий Тролль» и Земфиру, убежден, что в одиночку стать знаменитым невозможно.

- Когда говорят «раскрутились сами», не верьте. За всеми всегда стоят определенные люди и деньги, - говорит Бурлаков. - В свое время мы очень хорошо продвигали Лагутенко и Земфиру легендой о том, что никакого продюсера у них нет, мол, нельзя продавать чистую энергию. Это элементы пиара. Люди думают, что артист самостоятелен, за ним не стоит какой-то папочка, это повышает интерес.

Но наличие продюсера не всегда поможет. Не каждый возьмется за кого попало.

- Когда ко мне приходят люди и приносят свою музыку, в 99,9% случаев я не работаю с таким материалом, - подчеркивает Бурлаков. - Настоящий гений не будет бегать и кричать, что он талантлив, и принуждать слушать свои творения. Хорошая музыка всегда провоцирует поделиться ею. Записи Земфиры мне принесли журналистки-фотографы, а про Лагутенко, с которым мы учились в одной школе, мне одноклассник рассказал, после чего я обратил на него внимание.

Этапы пути

1. Записать в домашних условиях песни

- Для этого нужен недорогой микрофон, синтезатор или гитара, которые могут подарить родители, а также любая простая программа записи типа «Гараж», которая помогает сложить голос и инструмент. Это стоит порядка 25 - 30 тысяч рублей, - продолжает Бурлаков.

2. Выложить запись в соцсетях, в специальных группах для молодых артистов

- Если у музыканта 20 - 30 друзей и один из них понимает, что его песня гениальна или талантлива, то захочет поделиться, рассказать об этом, наберет в интернет-поиске «Как помочь молодому артисту?», увидит фирмы, которые это предлагают, и напишет им о своем открытии. Музыка должна спровоцировать хотя бы одного слушателя на это. Если это происходит, значит, в будущем мы сможем на этом артисте зарабатывать деньги, - убежден продюсер.

К примеру, пока неизвестная широкой публике Таис Логвиненко

И у нее 42 тысячи подписчиков на YouTube, куда она выкладывает записи своих песен, которые поет под гитару. В общей сложности у нее уже 10 миллионов просмотров. Она - готовый персонаж, за который можно схватиться и продвигать.

3. Продолжать сочинять музыку

- С автором единственного хита работать никто не станет - написать одну великую песню может любой из нас. У артиста должен быть потенциал развития, чтобы и через годы писать музыку, - подчеркивает Бурлаков. - Зарабатывать на музыке - удел избранных.

4. Не пропадать из поля зрения

- Регулярно выступать хоть в андеграунде, хоть на улице. The Beatles пели в портовом кабаке, французскую певицу Zaz заметили после шестилетних выступлений на улицах, Земфира пела, играла в ресторанах на родине. В этот момент формируется собственный стиль, упорство. Все состоявшиеся как личность артисты прошли тяжелую школу, о которой вспоминать не хочется, но она сформировала человека, способного выносить тягости и лишения, - комментирует Бурлаков.

5. Начать работу с продюсером

- Я предлагаю план развития, который зависит от степени таланта и гениальности артиста. Нужно создать демозапись, нанять саунд-продюсера, арендовать студию, записать, песни свести. Затем провести фотосессию, купить сценическую одежду. Настоящие талантливые люди денег не имеют, им нужно помочь даже одеться, - продолжает Бурлаков. - Группу можно нарядить за 100 тысяч рублей. Но есть такой выход, как секонд-хенд - пальто Лагутенко в клипе «Дельфины» стоило 1 фунт.

Первый видеоклип может обойтись и в 50 - 100 тысяч рублей, если потрясающе снять и на телефон. Специальные фирмы предлагают услуги от 0,5 до 3 миллионов рублей - все зависит о задуманного заказчиком.

- У нас клипы стоят в среднем от 50 тысяч долларов (2,5 - 3 млн рублей), меньше сделать нельзя, - говорит продюсер Иосиф Пригожин - Все зависит от локации. За хорошую надо платить 10 тысяч долларов. Вспомните величайшего музыканта Майкла Джексона который делал клипы от 7 - 10 миллионов долларов за каждый.

Запись дебютного альбома - один из важнейших этапов.

- В первом альбоме должно быть не менее трех опорных хитов, - объясняет продюсер популярного в 90-е годы певца Жени Белоусова Любовь Воропаева - Нормальное качество записи начинается от 100 тысяч рублей. Классная аранжировка и звук будут уже за 10 тысяч евро за одну песню.

Максимально на запись альбома можно потратить 150 тысяч евро. В расходы включена студия, музыканты, саунд-продюсер и прочее.

Параллельно идут занятия с педагогами по вокалу, сцендвижению и хореографии, постановка песен, набор музыкантов, репетиции. Дальше приступает к работе пиар-служба из одного-двух человек.

- Сингл, видеоклип, фотосессия и пресс-релиз - это промопакет, с которым мы появляемся в сети, отправляемся на ТВ радио и в СМИ, - говорит Бурлаков. - Если музыка интересная, поверьте, ротация будет бесплатной. Если начинают требовать деньги, значит, музыка негодная. Хорошую музыку заметят.

Заключительный этап раскрутки - заключение договора. Самые важные пункты: срок, права артиста, какие деньги он получает.

ГОТОВЫЙ АРТИСТ ЗА 2 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

У одних продюсеров сумма затрат на раскрутку звезды колеблется от $100 до 500 тысяч (от 6 до 30 миллионов рублей) в год. Процесс занимает около трех лет, а значит, цена «под ключ» - 1,5 - 2 миллиона долларов.

- На Алсу в 2005 году потратили миллион долларов (сейчас это 4 - 5), - приводит пример Бурлаков. - В то же время на «Братьев Грим» потратили 225 тысяч долларов. А уровень популярности у них был одинаковый. Чем больше таланта, тем меньше тратим. Если человек бездарность, в него будут всю жизнь вкладывать. Есть одна мелькающая везде певица, в нее каждый год вкладывают по 4 миллиона евро.

Финансовое благополучие артиста наступает через 5 - 7 лет.

Из чего складываются доходы

1. Кассовые концерты.

2. Корпоративы, заказные концерты.

3. Стриминг (продажа подписок на прослушивание музыки артиста в сети).

4. Авторские отчисления.

5. Иные доходы, в том числе реклама, и монетизация от соцсетей.

ЧТО ТАКОЕ СТРИМИНГ

- Это когда вы платите за ежемесячную подписку в вашей любимой платформе в сети, и вам доступна вся залитая туда фонотека, - объясняет Олег Чубыкин. - Это может быть Apple Music, или наши Яндекс Музыка и Boom. Вы не можете напрямую загрузить свою музыку даже в наши родные платформы. Это осуществляется через агрегаторы, которые обрабатывают миллионы новых записей и передают их в магазины. Сами платформы имеют где-то 40 - 50% доходов от продажи этих подписок. Раньше покупали кассету или диск исполнителя, теперь - подписку.

АВТОРСКИЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ 2 ТЫСЯЧ ДО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Роялти, или, по-простому, авторские отчисления, - это вознаграждение за использование музыки, видео и других видов интеллектуальной собственности артистов. Избранные могут по 5 - 6 лет не выпускать новых пластинок. Только на авторских от своих лучших песен звезды с многочисленными хитами, такие, как Сергей Шнуров, Земфира, Филипп Киркоров Тимати Юрий Антонов и другие, могут зарабатывать минимум миллион рублей в месяц. Расценки у менее удачливых авторов намного скромнее.

- Авторские - мелочь, но приятная. Я в 15 лет написал песню «Новая Луна апреля». Каждый месяц мне за одну песню приходит 2 - 5 тысяч рублей, - рассказывает Леонид Бурлаков.

- За песни я получаю копейки - до 10 - 20 тысяч рублей в месяц, имея за плечами более 300 написанных мной текстов песен, - говорит продюсер Жени Белоусова и поэт Любовь Воропаева.

БЮДЖЕТ НА КИНОМУЗЫКУ ОТ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ И ВЫШЕ

- Готовая песня в сериал или кино стоит от 10 до 50 тысяч рублей, - говорит Олег Чубыкин, автор музыки к фильмам «Саранча», «Статус: свободен», «До самого солнца». - У западных артистов цены от 2 до 10 тысяч долларов. Обычный бюджет среднего российского фильма на всю музыку - от миллиона рублей и выше. В сериалы многие артисты готовы отдавать песни и бесплатно, считая, что это хорошее промо.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

- Мы потратили 5 миллионов рублей на запись с симфоническим оркестром молодого академического композитора Константина Кокоурова - приводит пример Бурлаков. - Работали в Берлине на лучшей студии в Европе Такой продукт не стыдно показать и через 50 - 100 лет.

Кстати

СТЕРЕОТОПИЯ

Настольная игра, в создание которой вложен 25-летний опыт музыкального продюсера Леонида Бурлакова Это путь артиста на ближайшие 25 - 30 лет его жизни с реальными примерами. По условиям игры надо стать легендой ( Чайковский Моцарт Цой ). Она в том числе поможет человеку, мечтающему стать звездой, понять, нужен ли ему шоу-бизнес. Играют люди от 7 до 60 лет. В нее играл Сева Новгородцев, Борис Гребенщиков, Евгений Хавтан. Имеется специальный словарик терминов шоу-бизнеса.

Непрофильный бизнес певцов: У Лещенко - мебельная фабрика, у Розенбаума - пивные

Певец Сергей Шнуров вместе с бывшей женой Матильдой открыл в северной столице ресторан «Кококо» и бар «Синий Пушкин », но сегодня лидер « Ленинграда » к этим заведениям отношения не имеет.

У музыканта Сергея Жукова процветают караоке-бары «Руки Вверх!» в Санкт- Петербурге Казани и Якутске Также у него есть капсульный хостел Homebox в Москве

Бард Александр Розенбаум вот уже 15 лет расширяет свою сеть пивных «Толстый фраер» в Петербурге, но и имеет 40% компании по производству пива «ГлавРозПиво».

Певец Стас Костюшкин 8 лет владел пончиковыми «Пышка да пудра» по разным городам страны, но предприятие закрылось.

Певцу Денису Кляверу 10 лет приносил доходы салон красоты для кошек и собак в Санкт-Петербурге, но в прошлом году он ушел из этого бизнеса.

Певец Лев Лещенко имеет долю «Мебельной фабрики Кольчугино » во Владимирской области. Также он один из владельцев предприятия по лесозаготовке ООО «Владимирский ЛПК». Еще артист вместе с продюсером Игорем Крутым вложился в бизнес по производству летательных аппаратов, включая космические.

Комментарии (0)
Поделиться в социальных сетях:


Новости по теме