3830.12.2015 23:00
Ученые: рыбий жир может продлить жизнь людям с рассеянным склерозом

Употребление больших доз витамина D может заставить иммунную систему перестать атаковать нервные клетки людей, страдающих от рассеянного склероза, что заметно замедлит ход развития этой пока неизлечимой болезни и появление осложнений, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Neurology

"Подобные результаты стали крайне приятными для нас, так как у витамина D теперь есть шанс стать дешевым, безопасным и удобным средством борьбы с последствиями развития рассеянного склероза. Конечно, нам необходимы повторные эксперименты на более крупных группах добровольцев, и пока мы не понимаем, почему это происходит, однако даже такие результаты крайне обнадеживают нас", - заявил Питер Калабреси (Peter Calabresi) из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США).

Калабреси и его коллеги пришли к такому неожиданному выводу, пытаясь понять, почему низкий уровень витамина D в организме часто ассоциируется с повышенным риском стать жертвой рассеянного склероза - необычного состояния организма, при наступлении которого иммунные клетки начинают атаковать нейроны в мозге.

При рассеянном склерозе иммунная система разрушает миелин, из которого состоит изолирующая оболочка нервных волокон. Без миелина нервы хуже проводят сигнал и начинают "замыкать", что приводит к разным последствиям от легкого онемения конечностей до паралича или слепоты. Существующие методы лечения рассеянного склероза подавляют иммунную систему пациента, делая его уязвимым для инфекций.

Изучая связь между витамином D и этой болезнью, ученые собрали группу из 40 добровольцев с возвратно-ремиттирующей формой рассеянного склероза (периодически появляющейся и исчезающей - ред.), и предложили им пройти курс приема витаминов, который продолжался около полугода.

В половине случаев больные принимали нормальные дозы витамина D, рекомендуемые медиками, а других - примерно в 13 раз больше, чем предусматривает суточная норма. Как показали эти эксперименты, "лошадиная" доза витамина повлияла на работу иммунных клеток необычным образом - число клеток, вызывающих воспаление в мозге, резко снизилось, что благотворно повлияло на состояние их мозга.

Сила этого эффекта, как подчеркивают ученые, зависела от дозы витамина - каждые 5 нанограмм витамина в крови пациентов снижали долю особенно агрессивных Т-клеток на 1%. Подобная сила, как надеется Калабреси, позволит в ближайшем будущем подобрать такую стратегию лечения рассеянного склероза, которая сможет практически полностью остановить разрушение миелина и при этом не будет негативно влиять на работу остальной части иммунной системы.